top of page

Нужен ли Вокалисту тренер?


Возможно ли постичь вокальное мастерство без преподавателя? Этот вопрос волнует тысячи людей по всему миру. Однако, реальных ответов на него всего лишь два - Да, возможно, или Нет, нельзя.

Вокал - специфичен и многогранен, поэтому и ответить на этот вопрос едва ли можно в двух словах.

Роль учителя пения, вокального тренера в обучении, несомненно, велика. Но необходимо разобраться, чем конкретно он занимается.

Преподаватель по вокалу выступает главным оценщиком вашего голоса, поскольку именно этот человек определяет уровень продвижения в обучении от занятия к занятию.


При пении, вы стараетесь сконцентрироваться на исполнении и одновременно не имеете возможности оценить и проанализировать то, что делаете. Можно, конечно, записать свой вокал, но как потом понять, где вы поете правильно, а где нет, и почему некоторые моменты получаются лучше или хуже, чем другие? Преподаватель, слушая ваше пение, концентрируется не меньше, чем вы. Он знает природу пения и может отметить все нюансы, над которыми необходимо поработать.

Учитель пения знает, какие шаги нужно предпринять, чтобы вернуть отклонившийся голос к заданной «оси». В большинстве случаев, эту «ось» определяет сам педагог, основываясь на личном опыте и профессиональных знаниях. Но что он может сделать, если существуют «несоответствия»? Может ли он физически подправить вашу гортань? Конечно, нет. Его задача - дать вам рекомендации. Следуя им, вы непременно настроите свой голос на то, чего он не мог достичь раньше. Эти рекомендации могут быть образными («…спой более четко, попробуй тише или экспрессивнее…») или выражаться в конкретных вокальных упражнениях. Упражнения выполняете вы, а значит, вы лично способствуете усовершенствованию собственного голоса, преподаватель лишь направляет ваши старания в нужное русло и контролирует процесс.

Однако, существует момент, в котором роль тренера нельзя переоценить. Это - борьба с ленью. Известно, что в каждом из нас присутствует лень. Заплатив деньги, вы однозначно придете на занятие и будете работать, но вот убедить себя систематически и максимально эффективно обучаться вокалу самостоятельно весьма сложно. Именно поэтому, преподавателя вокала можно назвать отличным стимулирующим фактором.

Кроме того, давно отмечено, что успех ученика во многом зависит от психологической атмосферы, царящей на уроках, и отношений с учителем в целом. Если ученик и педагог нашли общий язык и прониклись взаимной симпатией - продуктивность занятий повышается в разы и ученик «обретает крылья». А если все наоборот? Тогда и занятия приобретают противоположный оттенок. Как у любой палки есть два конца, и у занятий с преподавателем по вокалу также могут быть отрицательные моменты. Что это может быть?

Выше мы говорили о модели голоса, «оси», которую определяет педагог. Ученик не в состоянии заранее знать возможности своего голоса и полностью полагается на преподавателя, считая, что тому «лучше знать, ведь он специалист и этим зарабатывает на жизнь». Да, учитель - профессионал, но он отнюдь не Всевышний! Он слышит, как вы поете, и может сравнить ваш голос с существующими моделями, сложившимися в его представлении благодаря опыту и знанию. Далее, он старается подогнать ваш вокал под определенную модель. Какой из этого можно сделать вывод? Обращайтесь к педагогу, владеющему соответствующими техническими приемами, который сможет научить вас петь профессионально.

Подобный вариант может принести и проблемы. До определенного момента процесс развития голоса единый для всех учеников (не считая развития академического вокала). В институтах, на первых двух курсах изучаются универсальные предметы, общие для специальностей любого направления, а специфика профессии преподается позже. Здесь точно так же: азы вокальной техники - едины для всех стилей, а при достижении голосом конкретного уровня, начинается изучение конкретных вокальных приемов.

Вокальные тренеры стилевых направлений нередко недооценивают важность изучения вокальной азбуки, предпочитая поскорее ознакомить учеников именно со стилевыми особенностями вокала. И ученики, зачастую, об этом даже не догадываются! И наоборот, начиная работать с педагогом, дающим основы вокала, со временем наступает момент, когда необходимо переходить к стилевому тренеру, чтобы не допустить застоя и продолжить развитие голоса. Нередко, к этому моменту многие ученики «перегорают», лень заставляет их задумываться: «Зачем тебе это? Ты уже и так все знаешь!...»

Если вы спросите любого преподавателя по вокалу, как лучше развивать голос, каждый из них ответит, что занятия должны быть интенсивными, пусть короткими, но ежедневными, без праздников и выходных. Это доступно только при самостоятельной работе. Как показывает мой личный опыт, все, кто следует такому порядку, осваивают необходимую вокальную технику прежде, чем она успеет наскучить. В конце концов, исполнитель упражняется не ради техники, а ради того, чтобы петь! И петь хорошо! Именно для этого необходимо выполнить определенный объем упражнений и чем осознаннее будет их выполнение, тем скорее придет долгожданны эффект. А он непременно придет, если вы будете упорны!

И все же, как лучше обучаться вокальному искусству? Мое мнение, наиболее верный способ - совмещение. Несколько занятий в неделю проводить занятия с преподавателем, а остальное время посвящать самостоятельной работе и штудированию теории. Я не знаю тренеров, которые бы настаивали на бесполезности самостоятельной работы. Наоборот, любому педагогу гораздо проще работать с теми, кто не нуждается в объяснении прописных истин и с лету ловит любые мысли преподавателя.

Тем не менее, будет справедливо заметить, что многие исполнители при достижении определенного уровня, прекрасно овладевают вокальным мастерством самостоятельно, прибегая к помощи педагога только для поддержания формы или перед записью на студии.


96 просмотров

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page